Воскресенье
19.05.2024
23:10
Форма входа
             Сайт учителя физики
Бондарьковой Любови Николаевны

Гравитация

Я предлагаю моим друзьям Профессору, Инженеру и Бизнесмену ряд потрясающих научных открытий и бизнес-проектов. И вас, уважаемые господа школьники, я приглашаю принять участие в обсуждении моих гениальных замыслов!
Барон Мюнхаузен







Проект 1. Парабола или прямая?


Барон: Друзья мои! Я сделал потрясающее открытие! Оказывается, все тела, брошенные под углом к горизонту, движутся прямолинейно! Я убедился в этом, когда, сидя на ядре, наблюдал за встречным ядром, на которое потом пересел. Клянусь вам, оно двигалось по прямой, а вовсе не по параболе, как утверждают некоторые профессора!

Профессор: Барон, но ведь ваш полет наблюдало большое количество людей! Все они говорят в один голос: и вы, и встречное ядро двигались по параболам.
Если пренебречь силой сопротивления воздуха, то барон прав! Одно ядро движется относительно другогоравномерно и прямолинейно! Докажем это.
Рассмотрим два снаряда, летящие навстречу друг другу. Пусть в некоторый момент времени скорость первого снаряда равна , а второго  (рис. 1.1).
Поскольку оба снаряда движутся с постоянным ускорением (силой сопротивления воздуха мы пренебрегаем), то скорости снарядов будут изменяться со временем по следующим законам:
Тогда скорость первого снаряда относительна второго будет равна
То есть один снаряд в системе отсчета, связанной с другим снарядом, движется равномерно и прямолинейно (именно это и утверждает барон!).
На самом деле пренебрегать сопротивлением воздуха в условиях данной задачи, конечно, нельзя! Но если бы все описанные события происходили на Луне, то барон был бы прав на все 100%!
Заметим, что прямолинейные траектории движения обоих снарядов реально увидел бы любой наблюдатель, который находился в свободно падающей системе отсчета, то есть в системе отсчета, движущейся с ускорением .
В системе отсчета же, связанной с Землей, траектории движения обоих снарядов, конечно, параболы! Так что Профессор совершенно прав!
Вопрос же о том, какой «на самом деле» является траектория движения снаряда, не имеет смысла!
Правы оба: и Профессор и барон! Дело в том, что траектория — линия, вдоль которой движется тело, зависит от выбора системы отсчета, в которой мы наблюдаем данное движение. Ведь никого не удивляет, что траектория движения чемодана, стоящего на полке в поезде, относительно поезда — точка! А относительно вокзала, от которого отправился поезд, траектория чемодана — кривая, совпадающая с железнодорожным полотном.
Точно так же бессмысленно ставить вопрос о том, что вокруг чего вращается: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. В системе отсчета, в которой неподвижно Солнце, Земля вращается вокруг Солнца, а в системе отсчета, в которой неподвижна Земля, Солнце вращается вокруг Земли. И с точки зрения физики оба эти утверждения правильны!

Проект 2. Все дома стоят криво


Барон: Друзья мои! Чисто теоретически я сделал великое открытие: все дома на Земле стоят криво! В этом можно легко убедиться с помощью обыкновенного угольника. Более или менее прямо дома могут стоять только на полюсе или на экваторе.

Бизнесмен: Странно! Почему же мы не видим этого эффекта?

Инженер: Не может быть! Вертикальность стен проверяют при помощи отвеса!

Профессор: Да, но, может быть, и отвесы висят не вертикально?
Тут барон совершенно прав: дома действительно стоят «криво»! Вертикальность стен проверяют с помощью отвесов, как верно заметил Инженер, но всё дело в том, что сами отвесы висят не вертикально, как верно догадался Профессор. Докажем это.
Рассмотрим отвес, подвешенный где-нибудь на широте Москвы (рис. 2.1).
На груз отвеса действует сила тяготения , направленная к центру Земли. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, то груз тоже вращается вместе с Землей с периодом вращения Т = 24 ч и угловой скоростью
Центростремительное ускорение направлено при этом к точке O' (см. рис. 2.1). Сила натяжения нити  при этом должна быть такой, чтобы согласно второму закону Ньютона в сумме с силой  сообщить грузу центростремительное ускорение : .
Как видим, для этого сила  «вынуждена» отклониться от вертикали по направлению к Северному полюсу, то есть нить должна висеть не «прямо», а «наклонно». «Почему же мы не видим этого отклонения», — спрашивает Бизнесмен. Да потому, что величина вектора  очень мала по сравнению с величиной векторов  и .
В самом деле, пусть груз отвеса имеет массу 1 кг, а широта местности равна φ = 60°. Тогда радиус окружности, по которой вращается отвес, равен
r = Rcosφ = 6400000·cos60° = 3200000 м.
Центростремительное ускорение равно
a = ω2r = (7,27·10–5)2 · 3200000 ≈ 0,0169 м/c2.
Тогда
ma = (1 кг)·(0,0169 м/c2) = 0,0169 Н.
А величина
FT = mg = (1 кг)·(9,8 м/c2) = 9,8 Н.
Как видим, ma значительно меньше FT, поэтому угол α, который нить отвеса составляет с вертикалью, очень мал, и заметить отклонение от вертикали «на глазок» совершенно невозможно! А теоретически барон, как всегда, безусловно, прав!

Проект 3. Из Москвы в Питер за полчаса


Барон: Мой поезд доставит вас из Москвы в Санкт-Петербург за 42 минуты. И заметьте, никаких затрат энергии не потребуется!

Профессор: Какая же сила будет разгонять ваш поезд, барон?

Инженер: Поезд без двигателя? Не может быть!

Бизнесмен: Неужели так быстро? Не верю!

Какая сила разгонит поезд?

Начнем с возражения Профессора. Ему непонятно, какая сила будет разгонять поезд, если у поезда нет двигателя. Чтобы разобраться с этим вопросом, рассмотрим рис. 3.1.
Мы видим, что Москва (точка М) и Питер (точка П) соединены отрезком прямой МП. Проведем ось х в направлении от М к П. На поезд, находящийся в точке М, действует сила тяжести , направленная к центру Земли, и сила нормальной реакции , направленная перпендикулярно отрезку МП.
Проекция силы  на ось х равна нулю, поэтому эта сила никак не повлияет на движение поезда, а вот проекция силы  на ось х — величина положительная: mgx > 0, поэтому сила тяжести будет сообщать поезду ускорение в направлении оси х, то есть от Москвы к Петербургу. Таким образом, разгонять поезд будет сила тяжести!

Как будет двигаться поезд?

По второму закону Ньютона mgx = max, следовательно, ускорение, с которым поезд будет двигаться в момент начала движения из Москвы, равно: ax = gx.
Оценим величину этого ускорения. Радиус Земли равен: R = OM = 6400 км, расстояние от Москвы до Петербурга — примерно 600 км: МП = 600 км, следовательно, половина этого расстояния MO' = 300 км. Тогда
Следовательно, всего через 100 с после начала движения поезд барона уже будет мчаться с весьма приличной скоростью 46 м/c!
Правда в процессе движения величина силы тяжести будет изменяться, так как будет уменьшаться расстояние от поезда до центра Земли, но это изменение будет крайне незначительным. В самом деле, вычислим OO' — расстояние до центра Земли в самом глубоком месте тоннеля. По теореме Пифагора из треугольника MOO' находим:
То есть максимальная глубина тоннеля равна
hmax = OM – ОO' = 6400 км – 6392 км = 8 км.
По сравнению с радиусом Земли это очень небольшая величина! Поэтому изменением величины силы тяжести во время движения поезда мы будем пренебрегать.
Но вот изменением направления силы тяжести в процессе движения пренебрегать никак нельзя. Заметим, что до достижения поездом точки O' проекция силы тяжести на ось х — величина положительная, в точкеO' она обращается в нуль, в этой точке скорость поезда достигает своего максимального значения. На участке O'П проекция силы тяжести на ось х — величина отрицательная, поэтому поезд начинает замедляться и в точке П останавливается.
Резонно спросить: а почему он остановится именно в точке П, а не где-нибудь в другом месте? Дело в том, что при отсутствии трения полная механическая энергия поезда должна сохраниться. Поскольку в точке Мравна нулю и потенциальная, и кинетическая энергия поезда, а в точке П потенциальная энергия тоже равна нулю (точки П и М находятся на одинаковом расстоянии от центра Земли), то и кинетическая энергия в точке П должна равняться нулю. А значит, именно в точке П поезд остановится сам безо всяких тормозов!

Можно ли на самом деле обойтись без двигателя?

Теоретически получается, что можно. И не только без двигателя, но и без тормозов. Но вот практически... Инженер, как человек, мыслящий практически, очень резонно возражает: «Не может быть поезда без двигателя!» И он совершенно прав, прежде всего, потому, что в реальном тоннеле обязательно будет иметь место трение. Даже если наш поезд будет на магнитной подвеске, а в тоннеле будет вакуум, на 100% трение мы устранить не сможем. Это, во-первых. А во-вторых, ведь возможны и внештатные ситуации, например, пожар! Значит нельзя исключить возможности экстренной остановки в середине тоннеля! Поэтому нужен и двигатель, и тормоза, причем очень мощные: скорость нашего поезда очень велика!
Другое дело, что в штатном режиме и двигатель, и тормоза будут задействованы лишь на ничтожную долю процента от своих возможностей, а в идеале, как мы уже выяснили, они вообще не нужны. Так что экономия энергии, по сравнению с движением обычного экспресса «Москва—Санкт-Петербург», будет очень большой.

Неужели поезд быстрее самолета?

Самолет ТУ-154 летит от Москвы до Питера примерно 1 час. Барон обещает сократить время движения до 42 мин, что вызывает, мягко выражаясь, удивление у нашего Бизнесмена: представляется маловероятным, чтобы поезд обогнал самолет.
Сделаем грубую оценку времени движения поезда, доступную для понимания даже учеников 9-го класса. Начнем с упрощающего предположения: будем считать, что поезд в тоннеле движется равноускоренно (на самом деле это не так!). В начале своего движения поезд имеет ускорение 0,46 м/c2, в середине пути ускорение равно нулю. Будем считать, что приблизительно такое движение можно считать равноускоренным с постоянным ускорением
Тогда задача стоит так: тело начинает двигаться без начальной скорости с ускорением a = 0,23 м/c2 и проходит путь МО' = 300 км. Надо найти время движения. Воспользуемся известной кинематической формулой , отсюда
Поскольку торможение будет происходить с таким же по модулю ускорением, то ясно, что на торможение до полной остановки потребуется такое же время, как и на разгон, — 27 минут. Значит, общее время движения составит: 27 + 27 = 54 минуты, что очень неплохо согласуется с тем, что говорил барон, — 42 минуты.
Точный расчет, который мы здесь приводить не будем, показывает, что движение поезда в тоннеле очень близко к колебанию математического маятника и происходит практически по гармоническому закону, а период колебаний составляет 84 минуты. Время движения поезда из Москвы в Петербург как раз равно половине периода — 42 минуты, так что барон совершенно прав, а его проект с чисто теоретической точки зрения — просто замечательный! Ну, а скептические соображения по части его практической реализации вы наверняка сможете привести самостоятельно.

ДАЛЕЕ>>>